Главная > Полезная информация > Автобусы и микроавтобусы > Техническое обслуживание и контроль исправности автобусов Техническое обслуживание и контроль исправности автобусов
Техническое состояние автобусов — одно из важнейших слагаемых как уровня комфорта, так и безопасности перевозок. Для того, чтобы это состояние было безупречным, транспортная компания должна проводить целый ряд мероприятий. "Спектр Такси" такие мероприятия проводит в обязательном порядке. Их можно разделить на три основных группы:
- ежедневный контроль состояния автобусов;
- проведение технического обслуживания;
- устранение возникающих неисправностей.
Текущее законодательство не дает четких рекомендаций или инструкций относительно того, как именно должны выполняться данные работы. Так, техобслуживание и ремонт должны проводиться в соответствии с инструкциями производителя автобуса. Ежедневный контроль должен подтверждать исправное состояние транспорта. Он проводится дважды: при выезде автобуса на маршрут и при его возвращении к месту стоянки. При этом отметки об исправности либо неисправностях конкретного автобуса заносятся в путевой лист.
На практике организация контроля состояния автобусов и их обслуживания являются важнейшими в работе любой транспортной компании мероприятиями. Аренда автобусов с водителем в компании "Спектр Такси" - залог вашего комфорта и безопасности. Ниже описан общий порядок их проведения.
Ежедневная проверка исправности
Исправность автобуса оценивают механик и водитель. Ежедневно проверяется ряд показателей:
- исправность двигателя: его запуск и работа при разных оборотах;
- исправность тормозов, их эффективность;
- функционирование рулевого управления;
- исправность освещения (включая фары ближнего и дальнего света, стоп-сигналы противотуманные и габаритные огни, поворотники);
- работа стеклоочистителя;
- состояние аккумуляторных батарей
- состояние шин, уровень давления в них;
- отсутствие утечек жидкостей (масла, топлива и т.п.), а также наличие необходимого объема жидкостей в предназначенных для них баках и резервуарах (топливо, масло, жидкость для омывания стекла и пр.);
- исправность звукового сигнала.
В случае аренды автобусов с водителем действуют дополнительные требования. В частности, ежедневно необходимо контролировать:
- исправность дверей в салон (их открытие и закрытие);
- состояние салона (поручней, пола, пассажирских кресел, стекол, подножек и дверец);
- работу климатических систем, а также освещения в салоне.
При выезде на маршрут в автобусе должны находиться:
- аптечка;
- огнетушитель (должен быть исправным и опломбированным);
- знак аварийной остановки;
- домкрат и набор инструмента для мелкого ремонта;
- переносная лампа либо фонарь;
- страховочный трос;
- минимум 2 противооткатных упора;
- мигающий красный фонарь.
Техник, выпускающий транспорт из парка, должен удостовериться в том, что все перечисленные предметы есть в наличии.
Дополнительно автобус должен быть оснащен тахографом, который фиксирует данные о маршруте и скорости движения. Также возможно использование видеокамер и GPS-навигаторов.
Проводить профилактический контроль состояния автобуса рекомендуется не только в момент его выезда из парка. Желательно, чтобы кроме этого водитель выполнял осмотры во время остановок. Стоянка автобуса в автопарке должна быть организована таким образом, чтобы посторонние лица не имели к нему доступа.
Техническое обслуживание автобусов
Существует три основных вида технического обслуживания:
- ежедневное;
- первое и второе ТО;
- сезонное (регулярное) обслуживание.
Ежедневное обслуживание, как правило, выполняется после возвращения автобуса из поездки. Оно включает в себя мытье автобуса и очистку салона, уборку кабины, проверку уровней жидкостей и их долив при необходимости, заправку топливного бака, а также контроль состояния основных узлов и систем.
Первое и второе ТО выполняются для новых автобусов. Это — специфический набор операций, которые направлены на профилактику неисправностей отдельных агрегатов и узлов, а также на снижение скорости их износа.
При выполнении первого ТО проводятся:
- осмотр автобуса, проверка состояния элементов кузова и салона, контроль работы стеклоочистителей, омывателей, климат-системы (вентиляции, отопления);
- проверка герметичности патрубков систем вентиляции, смазки, охлаждения и т.п.;
- контроль натяжения приводных ремней;
- оценка состояния сцепления и КПП;
- проверка герметичности системы усилителя руля, оценка люфта рулевого колеса и исправности рулевой системы;
- для тормозной системы оценивается герметичность ее шлангов, давление, создаваемое компрессором, исправность стояночной тормозной системы и т.п.;
- электросистемы проверяются на исправность, осматриваются провода и соединения;
- если это рекомендовано заводом-изготовителем, меняется масло в двигателе, а также фильтры.
Во время второго сервисного обслуживания проводится такой же осмотр, как и при первом ТО. Дополнительно выполняются следующие работы:
- оценка состояния АКБ, генератора и стартера;
- контроль состояния приборов зажигания (осмотр и, если требуется, очистка катушки зажигания, замена свечей зажигания);
- смазывание узлов по инструкциям производителя (в смазывании нуждаются только участки, находящиеся под действием трения);
- замена фильтров (масляный, топливный, воздушный), замена моторного масла.
Если в инструкции производителя для второго ТО указываются какие-либо другие необходимые работы, они также обязательно выполняются.
Регулярное техническое обслуживание
Такое техническое обслуживание, как правило, является сезонным. Оно представляет собой не только контроль исправности основных узлов и систем автобуса, но и его подготовку к летнему либо зимнему сезону. В состав проводимых работ входят все мероприятия, проводимые при втором ТО. Дополнительно выполняется следующее:
- промывается система охлаждения;
- проверяется плотность электролита в АКБ. Если необходимо, проводится коррекция плотности либо замена АКБ;
- промывка топливного бака, продувка топливоприводов;
- очистка топливного насоса, карбюратора, контроль их работы на стенде;
- очистка стартера и генератора, смазка подшипников и замена изношенных деталей (при необходимости);
- проверка исправности датчиков температуры двигателя, а также других компонентов электронной системы;
- контроль исправности радиатора;
- замена масел в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- при необходимости — замена фильтров, свечей зажигания, других «расходных» комплектующих;
- замена шин на летние либо зимние, регулировка углов постановки колес.
Ремонт пассажирских автобусов
В случае появления неисправностей ремонт может проводиться силами АТП либо сторонней компании, специализирующейся на оказании таких услуг. Устранение неполадок осуществляется с соблюдением следующих требований.
- Обязательная диагностика узла или системы, в которых возникла поломка, а также связанных с ними узлов и систем.
- Проведение ремонтных работ в полном соответствии с регламентом и инструкциями завода-изготовителя автобуса.
- Установка только качественных комплектующих и расходных материалов.
- Обязательная проверка исправности отремонтированного узла после завершения работ.
Ремонт выполняется сразу же после появления неполадок. Аренда автобусов с водителем, имеющих неисправности, невозможна.
Соблюдение всех перечисленных выше процедур и требований — залог безопасности поездок на автобусах. Компания «Спектр-Такси» строго контролирует состояние своего автопарка и выполняет его обслуживание по самым высоким стандартам качества. Аренда автобусов от нашей компании — это минимальные цены и максимальная надежность!
|